Владимир Александрович
Разумный

Александра Александровна Яблочкина

Бывают в жизни звездные,неповторимые дни,которые не только врезаются в память как непрошедшее прошлое,но и становятся неизменными,устойчивыми ориентирами твоего бытия.Именно такими были для меня дни творческих встреч с корифеями Малого театра в пятидесятых годах,в которые сразу же превратились традиционые семинары по эстетике.Надо ли говорить,что встречи эти,напрочь лишенные казенщиы "системы политпросвещения",стали для меня,молодого ученого,настоящей академией русской духовной культуры!Еще бы-ведь в жарких дискуссиях о тайнах подлинного искусства,сценического перевоплощения,о новом и традиционном в палитре театральной России,словно соревнуясь в масштабности интеллекта и оригинальности мышления,неизменно участвовали М. Царев,М.Жаров,И.Ильинский,К.Зубов,Е.Гоголева и многие другие корифеи сцены.Однажды в уютном кабинете,даже интерьер которого навевал исторические ассоциации о прошлом "второго университета"Москвы,появилась Александра Александровна Яблочкина,живой символ и этого университета русской духовности,и нашей столицы.Накал спора не затихал,но все же было ясно,что спокойно-величественная актриса,уютно примостившаяся в затененном уголке,предопределила своим появлением атмосферу естественной значительности происходящего. Еще бы-действительно Дочь Малого театра,как говорили о ней в театральной среде,дебютировавшая на его сцене в 1888 году в роли Софьи в "Горе от ума"А.С.Грибоедова и блиставшая затем до последних дней своей почти восьмидесятилетней жизни на подмостках сцены в пьесах А.Н.Островского,Л.Н.Толстого,В.Шекспира,Ф.Шиллера,М.Горького,Л.М.Леонова,К.А.Тренева,А.Е.Корнейчука,была одновременно душой и совестью театральной общественности России.Ей по праву нравственного величия эта общественность доверила с 1915 года бессменно руководить Всероссийским театральным обществом-уникальным творческим организмом,о котором можно было бы и нужно рассказать как об артистической семье,в которой каждый деятель театра безотносительно к званиям и рангам находил и дом,и единомышленников,и корректную,ненавязчивую помощь в трудные минуты,и клубную,искрометно-веселую атмосферу,в которой так нуждаются жрецы Мельпомены,нервы которых всегда напряжены как струны арфы-до предела,до полного изнеможения.Думаю,что человеческая значительность деятелей театра той поры,о которой уже невозможно судить по деградирующим актерам,готовым во имя сиюминутной выгоды фиглярничать в рекламе подгузников и дешевого шоколада либо постоянно мелькающим в политичеких шоу на потребу дня в страхе перед неизбежным забвением,во многом была предопределена и руководимым А.А.Яблочкиной актерским товариществом.

...Надо ли говорить,как лестно было мне позднее принять предложение Александры Александровны Яблочкиной стать членом ВТО,с которым впредь была так или иначе сплетена моя творческая биография!Наверное,ценностные ориентиры,которые дал мне этот творческий союз,незримо связаны и с духовной сущностью великой актрисы,которую ощущал многие годы:и в обаятельной атмосфере актерского товарищества,порою-буйного,но всегда-незащищенного от жизненных неурядиц,и в поездках в сотни городов театральной России с докладами и лекциями,для творческих дискуссий и обсуждений спектаклей.

Понимая,что в деятельности ВТО бывают моменты,так или иначе связанные с социальным заказом,а порою-и с коньюнктурой,А.А.Яблочкина с милым юмором умела обходить острые углы,не поступаясь своим нравственным кредо ,скрывая за образом очаровательной наивности актрисы бескомпромиссность подлинно русского интеллигента.Вспоминается,как однажды в ее кабинете на Тверской,в Доме актера она неожиданно предложила мне...сделать сценарный план вечера для театральной общественности Москвы,посвященный Коммунистической партии.Предложила вполне серьезно,но с такой испытующей хитринкой в глазах,что мне,опрометчиво принявшему ее предложение,не довелось спать много ночей подряд.Еще бы-в итоге могло бы быть не только творческое фиаско/что еще можно было бы пережить мне как непрофессиональному драматургу/,но и устойчивое недоверие к системе пропагандируемых мною ценностей социалистической культуры,поборником величия которой был и остаюсь.

К счастью,веселье,заразительная непосредственность участников представления,оригинальность репертуара и смелость реприз ведущих,равно как и аромат истории в воспоминаниях свидетелей разных этапов биографии страны избавили меня от такой перспективы.А вот в дальнейшем отношении к этому вполне заурядному событию самой Александры Александровны и проявилась ее человеческое обаяние.Она не только побыла на концерте,но и прислала через несколько дней трогающее меня и до сих пор послание:

Дорогой Владимир Александрович !

Мне доставляет искреннюю радость от имени Президиума ВТО и от себя лично горячо поблагодарить Вас за помощь,которую Вы оказали Дому Актера в подготовке и проведении вечера,посвященного Коммунистической партии,вождю,вдохновителю и организатору побед Советского народа.

Ваш талантливый замысел и сценарий вчера были по заслугам высоко оценены всеми,кто заполнил зал Дома Актера. Спасибо Вам за Ваш вклад в наше общее дело.

Уважающая Вас А.Яблочкина

Это,конечно,незначительнейший эпизод из биографии великой актрисы и общественного деятеля,но эпизод типичный,свидетельствующий о той системе ценностей интеллигенции России,которая проявляется и в малом,и в великом,и в делах и в словах,и в диалогах с власть имущими и в отношении к молодым,вступающим в сложную эпоху людям.Нам бы не утерять окончательно эти ценности-наследие титанов русской художественной культуры ХХ века.А Александра Александровна Яблочкина-бесспорно одна из значительных фигур в их когорте.