Владимир Александрович
Разумный

Сергей и Татьяна Владимирские

Талант - многогранен, гласит общепринятая аксиома, не нуждающаяся ни в теоретическом обосновании, ни в фактографическом подтверждении материалом из истории загадочного и неисчерпаемого человеческого духа. Меньше, а порою просто неохотно из-за лености ума осознается его иное глубинное качество - неукротимый динамизм, неистребимое стремление сделать лучше, больше, увидеть в достигнутом лишь ступеньку в будущие свершения. Но именно этим веками выверенным качеством следует пользоваться ныне, когда в легковесной, лихой журналистике понятие " талант " начинает тускнеть, размываться, превращаться в подобие рекламной этикетки. Стоит пропищать перед микрофоном либо телекамерой какую-либо любительскую попевку - и ты уже коронуешься если не как гений, то по крайней мере как великий артист:

Динамизм духа, вечный поиск совершенства, неукротимая самоотдача всегда и во всем, помноженные на профессиональное мастерство в самых разных видах деятельности, от музыкального исполнительства до публицистики, от педагогики до фольклористики - таков в самых общих чертах своеобразие уникального содружества Татьяны и Сергея Владимирских, всемирно известных руководителей творческого объединения " Гренада ". Мне посчастливилось более трех десятилетий наблюдать все перипетии их творческого взлета, все поучительные, зачастую - триумфальные открытия, успешную реализацию почти фантастических, утопических проектов.

Однажды,в конце семидесятых годов, когда отчуждение еще не поразило, словно проказа, миллионы простых и милых советских людей, когда в обычае оставались и дружеские праздничные застолья, и незаорганизованные коллективные праздники, и увлекательные вечера сотрудников, профессора и слушатели Всесоюзного института повышения квалификации работников искусства и культуры собрались на традиционный вечер любительского творчества. Было много яркого и незаурядного - такова специфика института, его творческого коллектива как авангарда художественной интеллигенции. Но подлинным эстетическим открытием, более того - эмоциональным потрясением стало знакомство с хорошо всем знакомым методистом Сергеем Владимирским, ошеломившим зал игрою на невиданных инструментах разных времен и народов, от флейты пана и авлоса до древней ацтекской флейты, от русского рожка до испанских кастаньет. Когда его успех достиг апогея, Сергей Владимирский не без застенчивости представил коллектив ансамбля " Гренада ", только что возглавленный им после памятной встречи на Х1 Всемирном фестивале молодежи и студентов в Гаване с лидером этого ансамбля, ученым и фольклористом, блистательным знатоком культуры народов Латинской Америки, а ныне - его очаровательной супругой и соратником Татьяной Владимирской. Представил - и сразу же в зале затрепетало пламенное и страстное сердце великого и многострадального континента, ожили голоса исчезнувших цивилизаций и неукротимых борцов за свободу современной Латинской Америки. Искушенные и избалованные слушатели взбурлили аплодисментами, ставшими как бы прелюдией тех оваций, которые уже не одно десятилетие сопровождают " Гренаду " в ее гастролях по миру, во всех почти пятидесяти странах ее концертирования: в Великобритании, Италии, Испании, Канаде, Мексике, Аргентине, Парагвайе, Малайзии, Греции, на Кипре:

Годы исканий и свершений, реализации самых дерзких и неисполнимых с точки зрения обыденного сознания замыслов - яркая иллюстрация того, что такое динамизм таланта, его самореализация с эффектом ядерной реакции. Отшлифовывая мастерство, осваивая новое содержание самых разных музыкальных культур, Татьяна и Сергей Владимирские сделали качественный рывок от эстетики всем нам памятного молодежного движения Клубов современной песни к высочайшему профессионализму ансамблевого исполнительства, открывшего перед ними путь на лучшие, наиболее престижные эстрады мира - Королевского " Альберт-холла " в Лондоне, Дворца " Финляндия " в Хельсинки, театров " Президенте Альвеар " в Буэнос-Айресе и " Савой " в Канаде. Естественно и органично ими были освоены новые пласты музыкальной культуры - старинные романсы, музыкальные реликвии тридцатых-сороковых годов, безграничный импровизационный мир джаза.

Одновременно, с той же фантастической энергией и с тем же безукоризненным вкусом они шли в неведомый мир будущего другими путями. От виртуозного, не знающего невозможного исполнительства на любых ( подчеркну - на любых! ) музыкальных инструментах народов мира, что само по себе дало основание для занесение его имени в Книгу рекордов Гиннеса, Сергей Владимирский перешел к научно обоснованному коллекционированию этих инструментов, собрав более четырехсот их типов, от самых " примитивных " до современнейших синтезаторов. Одновременно, с тем же фанатическим упорством, он приступил к разработке технологии игры на этих инструментах, в результате чего им уже опубликована брошюра " Гитара для всех ", видеошкола " Гитара: первые шаги ", выпущен лазерный компьютерный диск для гитары, как для стремящихся к самосовершенствованию в игре на этом поэтичнейших из инструментов, так и для увлеченных начинающих ее поклонников. Пропаганду отработанных им творческих идей Сергей Владимирский ведет на молодежном канале, щедро делясь с массовой аудиторией опытом, находками, практическими рекомендациями, а главное - увлеченностью космическим миром музыки разных народов. Татьяна Владимирская, не прерывая профессиональной научной работы историка в академическом институте, сумела защитить диссертацию, более того - мобилизовать интеллектуальные ресурсы семейного дуэта на выпуск трех монографий о музыке народов мира и более чем ста статей на эту же тему. Они вместе стали одними из организаторов и постоянных авторов прекрасно оформленного, содержательного популярного журнала Аккорд ", издаваемого по инициативе и при поддержке известного художественной общественности Салона музыкальных инструментов " Аккорд " на Нижней Масловке в Москве, который заслуживает особого рассказа как немеркнущий очаг музыкальной культуры. С той же неукротимой энергией они сотрудничают в Творческой комиссии по пропаганде достижений русских музыкальных мастеров, объединенных в Российскую ассоциацию.

Кажется, здесь можно было бы прервать краткий рассказ о Сергее и Татьяне Владимирских, в сложнейших, неуютных социальных условиях нынешней многострадальной России мужественно несущих вперед и выше прометеев огонь подлинной цивилизованности. Но, порожденные массовым клубным движением, они никогда не прерывали естественной, органичной связи с ним, верные теплящимся и поныне в нем конструктивным идеям. Вспоминаю, что в одной из бесед в пору их юности поведал им свое кредо - уверенность в том, что массовое художественное образование в России возможно лишь при превращении в его рассадники учреждений культуры, клубов, музыкальных и художественных школ, являющихся в силу самой природы центрами общения. Они задорно ответили, что подобную идею уже выстрадали и приступили к ее практической реализации.

Прошло не так много лет - и сегодня в студии, а точнее - в Художественном центре " Гренадита " под их руководством занимается более ста московских ребят, одержимых музыкой, страстью к музыкально-фольклорному исполнительству, ко всему тому, что мы называем коллективной памятью человечества. В волшебный, полный поэзии и юного очарования мир " Гренадиты " вписываются и взрослые, в том числе и вчерашние ее выпускники. Так буквально на глазах Творческое объединение " Гренада " естественно и неодолимо перерастает в качественно новое творческое образование, куда вписываются и детско - юношеский клуб, и семейный клуб, организующий совместный отдых и познавательные этнографические и фольклорные экскурсии, и даже фестивали совместного музицирования.

Осуществленные и подлинно дерзновенные планы рождают новые, почти фантастические замыслы, которыми мои друзья часто делятся со мною по телефону, и конечно же - при помощи новых электронных средств информации, которыми они всегда умудряются овладевать едва ли ни первыми. Верю - они под стать мудрому таланту Сергея и Татьяны Владимирских, типичных русских интеллигентов, которых бессильна сломить любая самая драматичная ситуация. Ибо они сами в силу неукротимости творческого деяния в итоге, в перспективе определяют пути разрешения социального драматизма.