Владимир Александрович
Разумный

Рецензии и отклики

Рецензии на труды

1. Ванслов В. Содержание и форма в искусстве. М.,1956.
2. Шамота Н. Книга о проблеме типического. Коммунист. 7. 1956.
3. Павлов Т. Основни въпроси на марксистско - ленинската естетика. София. Български писател. 1958.
4. Харчев А.Г. Две книги об эстетическом воспитании. Философские науки. 2. 1958.
5. Залипская Н. Что такое искусство. Вопросы философии. 10. 1958.
6. Баскин М.П. Новое пособие по эстетике. Искусство. З. 1961.
7. Маца И. Этическое и эстетическое в искусстве. Искусство. 6. 1960.
8. Судариков А. Популярная библиотечка по эстетике. Советская культура. 26.08.1961.
9. Муриан В. За рамки эстетического цеха. Советская культура. 18.03.1961.
10. Марков В. Человек и законы красоты. Комсомольская правда. 1.03.1962.
11. Асенин С. Увлекательно и кратко о сложном. Советская культура. 28.07.1962.
12. Астахов И. Разговор о художественном вкусе. Театр. 8.1962.
13. Эльяшевич А. Черты новаторства. Октябрь. 8.1962.
14. Мотолская Д.К. Высказывания писателей о литературе и их значение для формирования эстетических взглядов учащихся. В сб. Эстетическое воспитание в школе. Л.,1962.
15. Киященко Н. Эстетическое воспитание в семье. Советская культура. 5.09.1963.
16. Овсянников М. Разговор о киноэстетике. Советское кино. 1.06.1963.
17. Киященко Н. Кино и зритель. Советский экран. 2.1963.
18. Семенова Н.А. Проблема этического и эстетического в произведениях Л.Н. Толстого. В сб. Вопросы эстетики. Изд. Саратовского университета. Саратов. 1963.
19. Большов Д. С принципиальных позиций. Огонек. П. 1964.
20. Хамроева А. Социалистик реализм хакида. Узбекистон Маданияти. 26.02.1964.
21. Баскин М. Проблемы социалистического реализма. Литературная Россия. 28.П.1964.
22. Ценков Б. Естетичното. София. 1964.
23. Лифшиц М. В мире эстетики. Новый мир. 2. 1964.
24. Александров Г., Архипцев Ф., Баскин М., Каюмов Л., Тимофеев Л., Чертков В., Полемика или сенсация ? Советская культура. 10.04.1964.
25. Некоторые итоги философских исследований в стране за последние годы. Академия наук СССР (информационный материал). М., 1965.
26. Землянухина Л. Воспитание красотой. Советская культура. 1.11.1966.
27. Селезнев И. Воспитание красотой. Советская культура. 9.11.1966.
28. Целикова О. Гармонический человек. Советская культура. 10.11.1966.
29. Чмыхало Е. И. Многообразие форм художественного воплощения героического в современной советской литературе. В сб. Роль мировоззрения в художественном творчестве. М.,1966.
30. С Пленума правления Союза писателей РСФСР. За Давыдовых и Корчагиных наших дней. Литературная Россия. 6.05.1966.
31. Колесник М. Про естетичнi здiбностi людини. Киiв. 1966.
32. Муриан В. Эстетический идеал. М.,1966.
33. Бондаревский В. Мне в жизни радостно и больно. Учительская газета. 1.11.1966.
34. Баллер Э. Социалистический реализм и проблемы эстетики. Советская культура. 12.08.1967.
35. Сморж Л. Анализ прекрасного. Молодь Украiини. 15 листопада 1967 р.
36. В. Устинов. Социалистический реализм и проблемы эстетики. Звезда. 12.1967.
37. Герасимова М. Воспитание прекрасным. Начальная школа. 4.1967.
38. Крючков Н. Справедливая критика. Огонек. 48.1968.
39. Шабанов. Новые программы. Известия. 7.12.1968.
40. Мика!ылов А. Ичтимаи тэрэгги вэ естетика. Эдэби!!ат вэ инчэсэнэт. 4.05.1968
41. Софронов А. Читатель не должен оставаться равнодушным. Журналист. 2. 1969.
42. Симпозиум молодых. Советская культура. 22. П. 1969.
43. Арсеньев А.М. Школа и современная научно - техническая революция. Советская педагогика. 1. 1969.
44. Жукова А. Битва за умы и сердца. Советская культура. 20.01.1970.
45. Френкин А. Спорт и эстетическое воспитание. Теория и практика физической культуры. 4. 1971.
46. Сафронов Б. Эстетику - на службу коммунистическому воспитанию. Коммунист Вооруженных сил. 15.08.1970.
47. Ляхова А. Книга о красоте. Воспитание школьников. 1. 1970.
48. Сергованцев Н. Прекрасное - народу. Огонек. 31.01.1970.
49. Кузин В. Дороги к прекрасному. Книжное обозрение. 12. 1970.
50. Дымшиц А. Родителям и педагогам. Литературная Россия. 28.02.1970.
51. Пияшев Н. Книга об эстетическом воспитании. Советская педагогика. 6. 1970.
52. Попов В. Нужная всем книга. Новый Север. 16.07.1970.
53. Яковлев Н. В мире искусства. Учительская газета. 25.06.1970.
54. Воробьев В. О красоте. Огонек. 1970.
55. Астахов И. О воспитании эстетическом и псевдоэстетическом. Литературная газета. 22.07.1970.
56. Зубков Юр. Достоинство критики. Октябрь. 8. 1972.
57. Якимова О. Советской критике - большую действенность. Советская культура. 22.01.1972.
58. Воробьев В. Наука партийная. Театральная жизнь. 8. 1972.
59. Сергованцев Н. Тем, кого интересует эстетика. Огонек. 1972.
60. Лепехин В.Ф. Сотворение радости. Люберецкая правда. 5.06.1979.
61. Владимирова Л. Эстетическое воспитание в семье. Советская педагогика. 11. 1973.
62. Праздник искусств. Знамя Октября. (Каменск - Шахтинский). 30.О5.1980.
63. Лейкин Н. Прекрасная песня. Литературная Россия 13.03.1981.
64. Сенченко Л. Быть творцами. Библиотекарь. 4. 1981.
65. Столетов В.Н. Трудно в ученье... Литературная газета. 21.1.1981.
66. Федотова М. Цель эксперимента - эстетический всеобуч. Восточно - Сибирская правда. 31.05.1981.
67. Знаменская А. Воспитывать достойных. Авиация и космонавтика. 9. 1982.
68. Нагаева Е. Подвижники духа. Детская литература. 1999.
69. Смирнов И.П. Старейший член нашей академии. Профессиональное образование. 9. 2001.


Отклики в прессе и научных работах

1. Ермаш Г. Л. О специфике эстетики как науки. М.,1961.
2. Шестаков В. П. Проблемы эстетического воспитания. Монография. М., 1962.Мотолская Д. К. Высказывания писателей о литературе и их значение для формирования эстетических взглядов учащихся. Монография. Л., 1962.
3. Мотолская Д. К. Высказывания писателей о литературе и их значение для формирования эстетических взглядов учащихся. Монография. Л., 1962.
4. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. Монография. М., 1963.
5. Hofmann H. Erfahrungen. Gesprache und Neue Filme in der UdSSR. Film Spiegel. 19. 04. 1963.
6. Рунин Б. Вечный поиск. Монография. М., 1964.
7. Кучеренко Г. Проблемы стиля и стилевого многообразия в искусстве социалистического реализма. Канд. диссертация. М., 1964.
8. Васильков И. А. Проблемы кинопопуляризации. В сб. Научно - популярный фильм. Вып. 2. М., 1964.
9. Лейзеров Н. Л. Многообразие форм и стилей социалистического реализма. Монография. М., 1964.
10. Трофимов П. С. Эстетика марксизма - ленинизма. Монография. М., 1964.
11. Киященко Н. И. Роль искусства в коммунистическом воспитании. Монография. М.,1964.
12. Зеленов Л. А. Эстетическая объективация. Канд. диссертация. Горький. 1965.
13. Гаибов Н. Марксистско - ленинское понятие прекрасного и его воплощение в узбекской советской поэзии. Ташкент. 1965.
14. Сграбилов В. В. Некоторые проблемы соотношения эстетического и нравственного в воинской деятеьности и воспитание советских воинов. Канд. диссертация. М., 1965.
15. Казыханова Б. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании советского народа. Канд. диссертация. Алма-Ата. 1965.
16. Ковынев В. М. Проблема художественного конфликта в свете теории познания. Саратов. 1965.
17. Колесник Н. И. Место эстетического воспитания в гармоническом развитии личности. Канд. диссертация. Киев. 1965.
18. Сморж Л. А. Проблема воплощения эстетического идеала в искусстве. Канд. диссертация. Киев. 1965.
19. Мансуров А. Р. Проблема художественной правды в искусстве социалистического реализма. Канд. диссертация. Ташкент. 1965.
20. Некоторые итоги философских исследований в стране за последние годы. Академия наук СССР. Информационный материал. М.,1965.
21. Артюхин А. В. К вопросу об эстетических принципах социалистического реализма. Канд. диссертация. М.,1966.
22. Муриан В. М. Эстетический идеал. Монография. М.,1966.
23. Коган Л. Н. Художественный вкус. Опыт конкретно - социологического анализа. Монография. М.,1966.
24. Нехорошев Л. Н. Художественная идея и форма произведения искусства. В сборнике < Роль мировоззрения в художественном творчестве >. М., 1966.
25. Воспитание красотой. Обзорный материал. < Советская культура >. 06. 08. 1966.
26. Целикова О. П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. Докторская диссертация. М., 1967.
27. Мамедов Мехти. Категория современности и эстетические проблемы азербайджанской советской драматургии. Докторская диссертация. Баку. 1967.
28. Кудин В. О. Естетика I питання. Монография. Киев. 1967.
29. Хачикян Я. И. Абстракционизм и некоторые вопросы художественного познания. Докторская диссертация. М., 1968.
30. Мансуров А. Р. Проблема художественной правды в искусстве социалистического реализма / на материале узбекской литературы и искусства /. Канд. диссертация. Ташкент. 1968.
31. Лутаенко В. С. Особенности художественно - образного отражения действительности в киноискусстве. Канд. диссертация. Киев. 1968.
32. Гаврилов И. Н. Волевые процессы в литературном творчестве. Канд. диссертация. М., 1968.
33. Дзеверин И. А. Эстетика ленинизма и вопросы литературы. Докторская диссертация. Киев. 1968.
34. Фортова А. И. Проблема эстетического в марксистско-ленинской эстетике. Канд. диссертация. М.,1968.
35. Овсянников М. Искусство и общество. <Книжное обозрение>. № 29. 1968.
36. Отклик на статью < За голубым экраном >. < Известия >. 07. 12. 1968.
37. Кулиев Дж. Проблема гуманизма в искусстве. Докторская диссертация. Баку. 1969.
38. Софронов А. Читатель не должен оставаться равнодушным. < Журналист >. № 2. 1969.
39. Симпозиум молодых. < Советская культура >. 22. 02. 1969.
40. Арсеньев А. М. Школа и современная научно - техническая революция. < Советская педагогика >. № 1. 1969.
41. Зеленов Л. А. Процесс эстетического отражения. Монография. М., 1969.
42. Бабаева В. В. Содержание и методы эстетического образования учителя. Канд. диссертация. М.,1970.
43. Прокофьев Ф. И. Труд, природа, искусство как объективные предпосылки эстетического воспитания современного крестьянства. Канд. диссертация. Киев. 1970
44. Асаддулаев С. Г. История формирования, теория и типология социалистического реализма. Канд. диссертация. Баку. 1970.
45. Аничкин С. А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников. Докторская диссертация. М., 1970.
46. В. I. Ленин про роль свiтогляду в художнiй творчостi. Киев. 1970.
47. Зайнуллин Р. Х. Роль средств массовой коммуникации в формировании общественного мнения о войне. Канд. диссертация. М., 1973.
48. Криворотько А. Н. Содержание, основные формы и методы работы классного руководителя в системе эстетического воспитания школьников. Канд. диссертация. М., 1973.
49. Орлова Э. Н. Газета в системе эстетического воспитания. Канд. диссертация. М., 1974.
50. Кудин В. О. О iдеi великого мистецтва. Монография. Киев. 1974.
51. Резуненко З. Л. Исследование средств и методов эстетического воспитания на занятиях физической культурой с дошкольниками. Канд. диссертация. Ленинград. 1976.
52. Жданов Е. А. Методологические и методические проблемы применения средств искусства в процессе преподавания марксистско-ленинской философии в военных вузах. Канд. диссертация. М., 1976.
53. Пилипенко Д. Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе. Канд. диссертация. М.,1976.
54. Хижняк Ю. Н. Воздействие искусства на формирование культуры поведения старших подростков. Канд. диссертация. М., 1979.
55. Любушкина В. П. Воспитание эстетического отношения к труду у старших подростков. Канд. диссертация. М., 1976.
56. Любен Й. Д. Социализация на индивида и естетическо възпитание на личността в социалистическото общество. Докторская диссертация. София. 1978.
57. Дорогова Л. Н. Художественная культура. Понятия. Термины. М.,1978.
58. Бакланова Т. И. Музыкально-воспитательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности. Канд. диссертация. М.,1979.
59. Троицкая Л.Д. Эстетическое воспитание старшеклассников в условиях сельской школы. Канд. диссертация. М., 1979.
60. Хакимова Р. Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы / на материале Марийской АССР /. Канд. диссертация. М.,1980.
61. Черный Г. П. Массовые пионерские праздники как средство нравственного воспитания подростков. Канд. диссертация. М., 1980.
62. Ахмедов И. Эстетическое воспитание учащихся начальных классов узбекской школы во внеклассной работе. Канд. диссертация. М, 1980.
63. Жече Атанасов. Основи на естетическото възпитание. Монография. София. 1980
64. Лукин П. В. Формирование эстетического отношения к действительности у старшеклассников как условие активизации учебно-познавательной деятельности. Канд. диссертация. М., 1981.
65. Протопопов Ю. Н. Восприятие произведений живописи старшеклассниками в процессе художественного воспитания. Канд. диссертация. М., 1981.
66. Сморж Л. А. Искусство в свете ленинской теории отражения. Докторская диссертация. Тбилиси. 1981.
67. Юрковецкая А. З. Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания самодеятельных музыкальных коллективов на основе изучения специфики их информационных потребностей. Канд. диссертация. М., 1981.
68. Маева П. Ключи от красоты. Комсомольская правда. 11. 12. 1981.
69. Столетов В. Н. Трудно в ученье: Литературная газета. 21. 01. 1981.
70. Шешко И. Б. Формирование восприятия и навыков работы с цветом у учащихся младшего школьного возраста. Канд. диссертация. М., 1982.
71. Недосекина А. Г. Совершенствование художественного воспитания студентов в техническом вузе. Канд. диссертация. М.,1982.
72. Кичигин П. И. Символика как средство идейно-эмоционального воздействия в массовой культурно-просветительной работе. Канд. диссертация. Ленинград. 1982.
73. Соболева А. А. Библиотечно-библиографическая пропаганда искусства и литературы о нем как средство формирования художественных интересов молодых читателей. Канд. диссертация. М., 1982.
74. Сухова Т. И. Содержание и формы эстетического воспитания учащихся в практике современной общеобразовательной школы. Канд. диссертация. М., 1982.
75. Барышникова Л. П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно - художественной среды. Канд. диссертация. М., 1982.
76. Мосин А. Е. Художественные интересы семьи и их роль в эстетическом воспитании младших школьников. Канд. диссертация. М., 1982.
77. Чиллеева З. М. Совершенствование форм и методов эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье в условиях развитого социализма / на материале Узбекской ССР /. Канд. диссертация. М., 1983.
78. Засуха Ю. И. Педагогические основы непрерывного музыкального просвещения масс средствами культурно-просветительной работы. Канд. диссертация. Ленинград. 1983.
79. Болгарский А. Г. Формирование интересе к народной музыке у подростков на занятиях в вокально-инструментальном ансамбле. Канд. диссертация. М.,1983.
80. Кириченко О. Н. Эстетическая подготовка учителя в университете. Канд. диссертация. Минск. 1983.
81. Димова И. Г. Формирование музыкального вкуса подростков в процессе изучения вокальных классических произведений. Канд. диссертация. М., 1983.
82. Чернявский Р. Х. Социолого-педагогические аспекты воспитательного воздействия искусства на личность школьника. Канд. диссертация. М., 1983.
83. Мкртчян А. Ш. Формирование духовных потребностей и интересов старшеклассников в процесс изучения литературы во взаимосвязи с музыкой. Канд. диссертация. М., 1983.
84. Касымов К. Художественно-эстетическое воспитание учащихся в процессе кружковых занятий народной росписью по дереву в общеобразовательных школах Узбекистана / IУ - Х классы /. Канд. диссертация. М.,1983.
85. Голубев Н. К. Коллективная художественно-эстетическая деятельность как средство формирования общественной активности старшеклассников. Канд. диссертация. М., 1983.
86. Засуха Н. И. Взаимодействие школы и культурно-просветительных учреждений в эстетическом воспитании подростков. Канд. диссертация. Ленинград. 1983.
87. Гуров Ю. С. Формирование музыкальных вкусов учащихся педагогического училища. Канд.. диссертация. Киев. 1983.
88. Пальцев Б. Г. Дифференцированный подход к удовлетворению и развитию музыкальных интересов сельской клубной аудитории. Канд. диссертация. Ленинград. 1983.
89. Ивасив Б. И. Воспитание эстетического вкуса учащихся начальных классов в процессе комплексного воздействия искусств. Канд. диссертация. М., 1983.
90. Савина Н. Формирование эстетической культуры младшего школьника. Канд. диссертация. М., 1983.
91. Арзямова Г. В. Единство нравственного и эстетического воспитания учащихся первых классов в учебно-воспитательном процессе. Канд. диссертация. М., 1983.
92. Силантьева Н. А. Факультет общественных профессий как средство подготовки студентов к эстетическому воспитанию школьников. Канд. диссертация. М., 1983.
93. Лукерина Н. И. Система педагогической деятельности в музыкальном воспитании учащихся педагогических училищ. Канд. диссертация. М., 1983.
94. Пеня Т. Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников. Канд. диссертация. М., 1984.
95. Погорелов С. Т. Формирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности. Канд. диссертация. М., 1984.
96. Маслов С. Н. Эстетическое воспитание старших школьников в процессе композиционно-творческой деятельности. Канд. диссертация. М.,1984.
97. Дмитриева А. А. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков. Канд. диссертация. М., 1984.
98. Калинина Г. П. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения средствами художественного конструирования. Канд. диссертация. М., 1984.
99. Юсов Б. П. Проблема художественного воспитания и развития школьников. Докторская диссертация. М., 1984.
100. Элебесов К. И. Пути повышения эффективности художественного воспитания учащихся 4 - 6 классов средствами изобразительного искусства / на материале Киргизской ССР /. Канд. диссертация. М., 1984.
101. Дряпика В. И. Развитие эстетического вкуса студенческой молодежи / на материале музыкально-исполнительских коллективов художественной самодеятельности /. Киев. 1984
102. Савенкова Л. Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе. Канд. диссертация. М., 1984.
103. Гончарук А. Ю. Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствознания / на материале факультативных и внеклассных занятий /. Канд. диссертация. М., 1984.
104. Постоногов Ю. И. Развитие творческой активности студентов на занятиях по скульптуре. Канд. диссертация. М., 1985.
105. Коган С. А. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе внеурочной музыкальной деятельности / на материале школьной дискотеки /. Канд. диссертация. М., 1985.
106. Керимшеева О. А. Формирование способности к художественно-образной характеристике изображаемого в рисунках младших школьников. Канд. диссертация. М.,1985.
107. Багреева Е. Г. Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности / на материале школ с особым режимом /. Канд. диссертация. М., 1985.
108. Чернецова О. А. Формирование советского патриотизма у старшеклассников в процессе факультативных занятий по музыке. Канд. диссертация. М., 1985.
109. Каченя Г. М. Художественное просвещение в коллективе самодеятельного творчества. Канд. диссертация. Ленинград. 1985.
110. Аннамуратова С. К. Народные традиции узбекского театра и их роль в эстетическом воспитании школьников. Канд. диссертация. М., 1985.
111. Федоров А. В. Критический анализ зарубежного фильма в контрпропагандистской работе со старшеклассниками. Канд. диссертация. М., 1985.
112. Коротеева Е. И. Формирование социально активной позиции школьников в процессе художественно-творческой деятельности. Канд. диссертация. М., 1986.
113. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. Монография. М., 1986.
114. Каратай С. Н. Формирование критериев оценки нравственно-эстетической позиции писателя / на материале изучения лирики М. Ю. Лермонтова в восьмом классе /. Канд. диссертация. М., 1986.
115. Репринцев А. В. Формирование эстетического отношения старшеклассников к действительности в деятельности школьной комсомольской организации. Канд. диссертация. М., 1987.
116. Гагин В. Н. Клуб и формирование потребностей общения с искусством. В кн.: Очерки о клубной работе. М.,1987.
117. Козлов Ф. М. реализация воспитательного потенциала кино средствами культурно-просветительной работы с учащейся молодежью. Канд. диссертация. Ленинград. 1987.
118. Глузман А. В. Формирование системы обобщенных приемов учебной работы / на материале музыкальной подготовки учителей начальных классов /. Канд. диссертация. М., 1987.
119. Гагин В. Н. Позиция клуба - активная. Монография. М., 1988.
120. Сыдыгалиев Д. Архитектура во всестороннем развитии учащихся старшего и среднего возраста. Канд. диссертация. М.,1989.
121. Волынкин В. И. Формирование художественных потребностей старшеклассников в процессе внеклассных занятий по искусству. Канд. диссертация. М., 1989.
122. Беженцы в столице. Эхо Закавказья. Вечерняя Москва. 02. 01. 1990.
123. В Москву - за справедливостью. Вечерняя Москва. 29.01.1990.
124. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке. Сборник статей. Под ред. Т. Д. Полозовой. М., 1992.
125. Федоров А. В. Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино,телевидение,видео)Докторская диссертация. М., 1993.
126. Лаптев И. Г. Детский оркестр в классе. Монография. Астрахань. 1996.
127. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Монография. М., 1995.
128. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры. Монография. М., 1996.
129. Гагин В. Н. Культура России: особенности становления и развития. М., 1997.
130. Наставникам, хранившим юность нашу. Правительство Москвы. М., 1997.
131. Чапаев Н. К. Структура и содержание теоретико-методологического обоснования педагогической интеграции. Докт. диссертация. Екатеринбург. 1998.
132. Дарчинянц А. Н. Об основных направлениях деятельности Балакиревской школы искусств. В сб.: Под парусом мечты. М., 1999.
133. Пищулин Н. П., Огородников Ю. А. Философия образования. Монография. М., 1999.
134. Чупахина Н. Л. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в церковно-приходской школе России второй половины Х1Х века. Канд. диссертация. М., 1999.
135. Тодоров Л. В. Понятие культуры и построение теории содержания образования. Педагогика. № 8. 1999.
136. Аронов А. А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции / 1917 - 1939 /. Монография. М., 1999.
137. Лепская Н. А. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы. Канд. диссертация. М.,1999.
138. Кевля Ф. И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. Москва - Вологда. 1999.
139. Косова И. М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий. В сб.: Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999.
140. Фролов В. А. Почерневшая совесть. Патриот. № 44. 1999.
141. Алексеев П. В. Философы России Х1Х - ХХ столетий. Энциклопедия. М.,1999.
142. Шнейдерман М. В. Система дифференциации знаний как средство индивидуализации обучения учащихся. Канд. диссертация. М., 1999.
143. Гагин В. Н. Культура России: сословность и культура. Учебное пособие. М., 1999.
144. Сибиряков Е. Другой - это ты. Клуб. № 10. 1999.
145. Конышева Н. М. Теоретические основы дидактической системы дизайнерского образования младших школьников. Докторская диссертация. М., 2000.
146. Коряжкина Е. А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Канд. диссертация. М., 2000.
147. Матятин О. П. А завтра была война. Педагогический вестник. № 9. 2000.
148. Александрова Н. С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен. Докторская диссертация. М., 2000.
149. Шамина О. В. Культурно-художественная сфера в условиях перехода к рыночным отношениям. Канд. диссертация. М., 2000.
150. КаршиноваЛ. В. Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры. Канд. диссертация. М., 2000.
151. Репринцев А. В. Эстетическое отношение искусства к действительности. Сущность. Структура. Формирование. Курск. 2000.
152. Полозова Т. Д. Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся. Докторская диссертация. М., 2000.
153. Лукин Ю. А. Методологические проблемы наук о культуре и искусстве. М., 2000.
154. Фокин С. К. Природа эстетического в музыке. М., 2000.
155. Холоднова Л. Ф. Социологический мониторинг региональной системы образования. М., 2000.
156. Кунакова Н. Ю. Интегративная технология педагогической поддержки школьников младшего подросткового возраста. Канд. диссертация. М., 2000.
157. Кобзарь Б. С. Перспективы образования на рубеже третьего тысячелетия. Мир образования - образование в мире. № 1. 2001.
158. Колодезников С. К. Научно-методические основы регионального компонента литературного образования в якутской школе. Докторская диссертация. М., 2001.
159. Репринцев А. В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя. Докторская диссертация. Курск. 2001.
160. Мень М. А. Ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры. Канд. диссертация. М., 2001.
161. Сосунова Г. А. Формирование гуманитарно-направленной личности учащихся 6 - 7 классов общеобразовательной школы в процессе приобщения к основам физической культуры. Канд. диссертация. М., 2001.
162. Вульфов Б. З. Словарь педагогических ситуаций. М., 2001.
163. Фiлософiя осветi в сучаснiй Украiнi. 2001.
164. Философский каМЕНЬ. Московский комсомолец. 29. 10. 2001.
165. Штинова Г. Н. Теоретико-методологические основы социального образования. Докторская диссертация. М., 2001.
166. Бокачев И. А. Духовность и общество. Учебно-методическое пособие. Северокавказский Государственный технический университет. 2001.
167. Баранников А. В. Теория и практика самообразования учащихся. Докторская диссертация. М., 2002.
168. Калганова Т. А. Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России Х1Х века / проблема преемственности /. Канд. диссертация. М., 2002.
169. Фролов А. С. Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника. Канд. диссертация. М., 2002.
170. Расторгуев С. П. Анатомия причинно - следственных связей. М.,2002.
171. Ибрагимова О. В. Формирование ценностных ориентаций школьников 6 - 8 классов в процессе комплексного освоения различных видов искусства. Канд. диссертация. М., 2002.
172. Гончарук А. Ю. Педагогические эскизы, эссе и зарисовки: и в шутку, и всерьез! М., 2002.
173. Галанжина Е. С. Развитие нравственно-эстетических представлений младших школьников. Канд. диссертация. Курск. 2002.
174. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика как наука и область практической деятельности. Докторская диссертация. М., 2002.
175. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика в общеобразовательном контексте. Великий Новгород. 2002.
176. Расторгуев С. П. Философия информационной войны. Монография. М., 2003.
177. Апиш М. Н. Эстетическое воспитание учащихся начальной национальной (адыгейской) школы в условиях интегрированного обучения. Майкоп. 2003.
178. Тодоров Л.В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего. Монография. М., 2003.
179. Максютова Р. М. Профессиональная подготовка как современная форма повышения квалификации. Сб., <Библиотекарь>, № 3, 3 - 9 августа 2003 года. Ч. 3.
180. Нагель О. И. О творческом развитии учащихся в образовательной области <Технология>. М., 2003.
181. Крючек В. К. Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками. Методические указания для преподавателей и студентов специальности <Социально-культурная деятельность>. Волгоград. 2003.
182. Стрелец Ю. Ш. Философия образования. Методические указания. Оренбург. 2003.
183. Сучкина Н. Н. Педагогические условия формирования ценностного отношения студентов аграрного колледжа к профессиональной деятельности. Канд. дисссертация. Курск. 2004.
184. Боброва И., Самоделова С. Кто убил мальчиша - плохиша? Московский комсомолец. 24. 01. 2003.
185. Маетная Е. Дурилка картонная. В Германии сочинили историю России на новый лад. Московский комсомолец. 19. 02. 04.
186. Русаков Л. Ф. Сельский музей как средство патриотического воспитания детей. Кандидатская диссертация. М., 2004.
187. Нестерова Н. В. Локальная образовательная система как фактор совершенствования качества высшего гуманитарного образования: теория, методика, организация. Монография. М., 2004.
188. Журавлев Н. В. Основы культурологии. Краткий курс лекций. М., 2004.
189. Бодалев А. А. Акмеология развития. М., 2004.
190. Котельникова Н. М. Нравственное воспитание учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения П вида средствами искусства. Кандидатская диссертация. Курск. 2004.
191. Галямова Э. М. Развитие творческой активности младших школьникова в процессе художественного конструирования. Канд. диссертация. М., 2004.
192. Черниченко В. И. К проблеме гуманизации технологии обучения в вузе. Московский государственный университет культуры и искусств. М., 2004.
193. Эстетическое и нравственное воспитание. Библиография. Кафедра литературы Череповецкого государственного университета. Череповец. 2004.
194. Мозгот В. Г. К проблеме социокультурной детерминации музыкально-художественного вкуса. Майкоп. 2005.
195. Салов С. М. Мониторинг профессионального воспитания будущего педагога как условие повышения эффективности образовательного процесса вуза. Кандидатская диссертация. Курск. 2006 - 2011.
196. Суходольская - Кулешова О. В. Развитие эстетической культуры будущего учителя. Докторская диссертация. Москва. 2006 - 2011.
197. Полозова Т. Д. В чем искать духовную силу? Слово. 2. 2006 - 2011.
198. Веселова Л. Г. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Петрозаводск. 2006 - 2011.
199. Павловский О. В. Формирование профессиональных умений и навыков по художественной обработке металлов в процессе творческой деятельности у студентов педагогических вузов. Омск. 2006 - 2011.
200. Венец творения или ошибка природы. Аннотация. Вестник Российского философского общества. № 4. 2006 - 2011.
201. Никитин В. С. Россия: от Беды до Победы. Власть и народ. Советская Россия. №11 - 12 (12933)
202. Исполнилось 85 лет Разумному Владимиру Александровичу... Юрий Бондарев. Радость общения. Вестник Российского философского общества. 4. 2009.