Владимир Александрович
Разумный

Ольга Васильевна Лепешинская

Волна за волной с неодолимым торжеством идут в океане искусства двадцатого века поколения великих представителей русского балета,предопределяя и стилистику,и эстетику,и выразительные средства современной хореографии.И каждый из артистов нашего балета,приумноживших его мировую славу,уникален и неповторим как художественное явление,в оценке которого обычный язык-бессилен.Его в общем сознании заменяет фамилия-символ,вбирающая в себя весь спектр высказанных и невысказанных восторгов,суждений,страстных дискуссий тех счастливцев,которым выпала великая удача непосредственного переживания.Один из таких символов-Ольга Васильевна Лепешинская,звезда первой величины в истории балета,чье искрометное,романтическое творчество мне посчастливилось созерцать в течение многих десятилетий,едва ли не с ее дебюта в балете Г.Гертеля "Тщетная предосторожность" в 1934 году.

И вот что поразительно-она,словно волшебная роза при первой предрассветной росе,сразу же предстала во всем великолепии и своеобразии таланта,во всем его совершенстве,покорившем навсегда взыскательных ценителей балета.Для Ольги Лепешинской не было невозможного в искусстве выразительного танца:ее полет был беспределен,фантастичен;вращения-молниеносны,математически точны и cvдинамичны,словно неукротимый вихрь;чувство партнера-абсолютно,что позволяло ей осуществлять такие лихие импровизации,которые недоступны даже классным акробатам.Попробуйте помножить это техническое великолепие на очарование всегда задорной,всегда улыбчивой,всегда поэтичной актрисы-и вы сможете получить хотя бы некоторое представление о феномене Лепешинской.Оно будет более адекватным реальности,если иметь в виду не только технику балерины,но ее умение подчинить все,до малейших деталей образа,его выразительному смыслу.И в этом,пожалуй,главное.

В любой из своих ролей,навсегда вписанных в мировую классику хореографии,будь то Китри в балете Л.Минкуса "Дон Кихот" или Золушка в балете С.Прокофьева "Золушка",Тао Хоа в "Красном маке"Р.Глиэра или Жанна в балете Б.Асафьева "Пламя Парижа"и конечно же-незабываемая Мирандолина в одноименном балете С.Василенко Ольга Лепешинская продуманно,я бы сказал,полемически заостренно выявляла романтическое начало.Это кредо закономерно приводило актрису,жившую не в эстетической изоляции,но в бурном и повседневном вторжении в общественную жизнь со всеми ее треволнениями и потрясениями(напомню,что она неоднократно избиралась в Московский городской совет,активнейшим образом сотрудничала с Антифашистским комитетом советских женщин,была и до сих пор остается членом многих редколлегий журналов творческой интеллигенции),к смелой,поистине революционной трактовке пафоса своих героинь.Жаль,бесконечно жаль,что на потребу всегда скоротечной моде либо конъюнктурным соображениям недалеких политиков уже целые поколения лишены нашей революционно-романтической балетной классики,что средства электронной информации,предельно политизированные,пытаются духовно оскопить их,не давая правдивых передач о таких классиках советского искусства,как Ольга Лепешинская и ее романтических героинях. К счастью,все попытки стандартизировать мышление народа, внедрить в его сознание злую неправду о великой духовной культуре советского периода в итоге обречены на провал, ибо им противостоит неистребимое стремление миллионов сохранить свою самобытность, свои свершения и завоевания.

Сегодня Ольга Васильевна Лепешинская - живая легенда, выражающая это стремление, органически вписанная в культуру тех поколений, которым не удалось увидеть ее на сцене.Подчеркиваю-живая,ибо она сейчас творит вместе с нами, живет рядом с нами. Она - признанный лидер творческой интеллигенции страны,возгдавляющая ее клуб-Центральный Дом работников искусств. Недавно она избрана президентом Российской хореографической ассоциации. Она всеггда готова оказать действенную помощь коллегам, отстаивая во всевозможных инстанциях их интересы.Мне зачасиую приходилось наблюдать, как на любой острой дискуссии о судьбе какого-нибудь молодого таланта ее спокойный и по-юношески звонкий голос оказывался решающим - такова сила ее авторитета, такова убедительность ее логики, точной и выверенной, как и ее сценические образы.

Прелюбопытно то, что упомянув об Ольге Лепешинской, вы всегда увидите улыбку на лице собеседника, светлую и чистую, как волспоминания о юности. Но ведь она и есть юность нашей России,символ ее романтизма и оптимизма, ее устремленности в неизбежное радостное завтра.