Владимир Александрович
Разумный

Дмитрий Борисович Кабалевский

Музыка живет лишь тогда, когда резонирует душа человека, будь то небольшой круг избранных ее почитателей либо массовая аудитория. Поэтому творцы и исполнители музыки небезразличны к художественной культуре слушателей. Порою творцы спускаются с музыкального Олимпа, чтобы непосредственно и квалифицированно созидать фундамент этой культуры, но уже как пропагандисты и педагоги.
Именно так произошло в нашей стране в шестидесятые - восьмидесятые годы прошлого столетия, ознаменованные стремлением музыкантов, художников, писателей, таких, как Сергей Образцов, Сергей Герасимов, Лев Кассиль остановить трагически завершающийся на наших глазах процесс вытеснения искусства из школы. В ряду тех, с кем меня объединяла судьба в борьбе за эстетический всеобуч народа, был и Дмитрий Кабалевский. Человек интеллигентный в высшем, истинном смысле слова, он болезненно переживал музыкальную глухоту молодежи. Человек активный, гражданин и патриот, он свои переживания переплавлял в действия, и в первую очередь - в практику пропаганды музыки. В этом плане он был непревзойденным виртуозом. Только ему удалось организовывать и проводить систематические концерты для молодежи в Колонном зале Дома Союзов, который буквально ломился от желающих услышать композитора. В том, как он рассказывал о музыке, как тонко и ненавязчиво интерпретировал исполняемые произведения, как сочетал рассказ о музыке конкретного композитора или эпохи с общекультурными комментариями ему не было равных. Я частенько бывал на его концертах-лекциях и вспоминаю о них как о целостных художественных произведениях, как о пропаганде искусства языком высокого искусства. Короче - как о редких мгновениях высочайшего наслаждения от артистизма маэстро.
Он пристально следил за всеми новыми публикациями по проблемам эстетического воспитания, живо откликался на любую информацию о них Поэтому не удивился, что вскоре после передачи ему моей новой книги " Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы " он сразу же прислал свой отклик : " Спасибо Вам за " Эстетическое воспитание ". Оснвательно прочитать я еще не успел, но просмотрел с большим интересом. Радует и сам факт - выхода еще одной серьезной работы по этому вопросу ".
Постоянные контакты позволили мне убедить Д.Кабалевского опубликовать в руководимом мною издательстве " Педагогика " одну из его первых книг по эстетическому воспитанию В семидесятых годах Д. Кабалевский начал одержимо, не щадя здоровья, отрабатывать программу по музыке для общеобразовательной школы. Бывал я у него на уроках в экспериментальной школе - и не переставал восхищаться тем, как вел их он сам, какова была сила его воздействия на детвору.
Мне же более реальным казался не путь отработки тех или иных программ, ибо все они имеют право на существование как варианты единого пути к сердцу ребенка. Выход виделся в создании Центров эстетического воспитания, которые вскоре и стали возникать в самых разных регионах страны. Между прочим, почти все они успешно функционируют и поныне, через многие десятилетия. Не скрою, Дмитрий Борисович высказывал в длительных ночных телефонных дискуссиях сомнение в предложенном мною варианте эстетического всеобуча. Кстати, в спорах с ним, равно как и в дискуссиях с Сергеем Герасимовым, которого я считаю одним из великих педагогов современности, была обоснована идея вариативности программ и технологий предметов художественного цикла.
Чуткость и отзывчивость на новое - естественное душевное свойство большого музыканта. В одной из бесед Д. Кабалевский признал возможность предложенного мною варианта, что подтвердил запиской:

"Дорогой Владимир Александрович! Спасибо за обильную информацию, которую получаю от Вас о создании и работе " центров эстетического воспитания ". Очень много интересного и перспективного, хотя много пока неясного: речь идет о внеурочном времени, т. е. о необязательности либо об обязательном увеличении школьных часов. Но в принципе - комплексное эстетическое воспитание - это то, что обязательно должно быть".

Ваш Д. Кабалевский.

Его письмо, сразу же доведенное до сведения всех коллективов Центров эстетического воспитания, которые мне в ту пору довелось консультировать, вызвало неподдельный восторг энтузиастов дела эстетического всеобуча в России. Они осознали, что авторитет великого музыканта и педагога - на их стороне, что вдохновляет их и сегодня вопреки всем немыслимым, алогичным трудностям и препонам.