Владимир Александрович
Разумный

Лев Всеволодович Тодоров

Поборник педагогии изящного

Избыток свободного времени и относительная обеспеченность масс в так называемых развитых странах, в прошлом ограбивших целые континенты, а ныне хитроумно приспособившихся к новым, куда более изощренным формам колониализма благодаря достижениям информационной цивилизации привели к прелюбопытным духовным деформациям. Развитие массового образования (по наблюдениям весьма компетентных исследователей) обернулось столь же массовой неграмотностью в этих странах, утратой интеллектуальной и эмоциональной культуры; безудержный рост любительства как способа времяпровождения во всех сферах отразился в очевидном снижении профессионализма. Вдумайтесь хотя бы в такое явление, как агрессивный захват книжного рынка писаниной, никакого отношения к высокой литературе не имеющей. Попробуйте, скажем, вчитаться в поток детективов, в том числе разгулявшихся представителей "дамской литературы" - и если вы сформированы миром классической культуры, эстетический шок будет неизбежен.

Впрочем, не все так безнадежно, ибо на любительском поприще могут выявиться дремлющие силы людей высокого духовного потенциала, скажем в литературном творчестве - настоящих ученых. В подобном счастливом случае появляются произведения подобные "Коду да Винчи" Дэна Брауна. Да и сами такого рода любители, увлекающиеся игрой скрытых в них продуктивных возможностей, оказываются своеобразным кодом, требующим расшифровки специалистом. О подобном неожиданном подходе к уникальной индивидуальности я непрерывно думаю с тех пор, когда одна из Академий, действительным членом которой я имею честь состоять, попросила меня принять интереснейшего, многопланово одаренного мыслителя. Как бы в подкрепление этой просьбы получил письмо моего будущего гостя. Оно настолько поразило меня, что решил привести его полностью, без купюр. В нем говорилось:

Уважаемый Владимир Александрович!

Я с восхищением возвращаюсь и возвращаюсь к чтению отдельных мест Вашей книги "Венец творения или ошибка природы". Это - потрясающая по своему откровению, обобщению и классификация книга о Человеке, как венце Божьего творения, с одной стороны, и венце Дьявольского промысла - с другой.

Библейское описание этого факта может быть истолковано следующим образом: неокрепшие Духом Адам и Ева, эволюционно не познавшие еще всего величия и промысла Бога и созданной им Природы, захотели вкусить из рук Дьявола вожделенный плод, который дает ЗНАНИЕ и стать Творцами как Боги, знающие Добро и зло.

Нарушив данный Богом запрет на познание Добра и Зла, Человек обрел Душу и стал творцом (Homo Sapiens), но оказался во власти Дьявола и был изгнан из Рая.

И если Бог - это Творец с большой буквы, т.е. Вселенский творец (конструктор, создатель) ВЕЧНОГО, абсолютно совершенного, не требующего усовершенствования и прогресса, то Человек (Homo sapiens) - это тоже творец, но с маленькой буквы, т. е. творец (конструктор, создатель) ВРЕМЕННОГО, несовершенного, требующего усовершенствования и прогресса, в том числе творец ошибочного и разрушительного. А ведь по промыслу Творца Человек предназначался не познавать и творить, а "плодиться и размножаться, наполнять землю, возделывать и хранить ее, обладать и владычествовать над всеми тварями земными". Но и Дьявол знал это и потому он искушает Человека плодами познания, превращает его в Homo sapiens и использует как орудие в борьбе с Богом и его Творением.

И Человек начинает "творить": Каин убивает своего родного брата Авеля (первый человек, родившийся от Адама и Евы начинает с убийства!) - это была первая "творческая" акция человеческой Души. Лиха беда начало, и с тех пор Человек, познавший раньше времени Добро и Зло столько "натворил" и столько еще грозиться "натворить" под знаменем прогресса и фундаментальной науки, образования и религии, революций и реформаторства, освободительных и агрессивных войн, атеизма и йехуизма, что не приходится сомневаться в конечном печальном результате.

Жалко не Человека (даже Бог не пожалел Человека, Homo sapiens), а Божественную Природу, живущую, плодящуюся и размножающуюся по законам и промыслу Бога, а не Дьявола.

Все, что было создано и будет создано Человеком дьявольски несовершенно по сравнению с Божьим творением (начиная от атома, генома, зернышка, цветка и кончая плотью Человека). Да разве можно сравнить любое самое сложное творение Человека (компьютер, самолет) с самым мельчайшим творением Бога (атом, клетка). Все, что сотворено Богом - совершенно и ВЕЧНО и не нуждается в совершенствовании, прогрессе, а все что сделал и сделает Человек настолько несовершенно и ВРЕМЕННО, что нуждается в постоянном совершенствовании и прогрессе, направленном на подавление Человека и Природы. Словом ПРОГРЕСС стыдливо прикрывается, как фиговым листком, обреченное на несовершенство любое творчество Человека. ПРОГРЕСС - это лакмусовая бумажка убогости творения Человека в той или иной области деятельности. Однако бывают исключения - таким приятным и обнадеживающим исключением представляются вечные творения ГЕНИЕВ, не нуждающиеся в совершенствовании (например, Монна Лиза Леонардо!).

Дьявольскими плодами человеческого прогресса, как мусором, завалена вся планета - земля, моря, и реки. Если бы Человек эволюционно созревши получил познание Добра и Зла (т.е. ДУШУ) из рук Бога, а не Дьявола, то возможно он стал бы творческим помощником Богу, а не Дьяволу. Но к великому огорчению Бога и на беду всему Человечеству и Природе все произошло совсем наоборот. Как говориться - чему быть, того не миновать.

С уважением - Ваш Файзулла-Ходжаев

Моя первая реакция на письмо была довольно примитивной - убежденный сторонник идей Просвещения, разделяющий в содержательном плане такие понятия как Вера и Религия, предположил, что предо мною - еще одна жертва массового психоза, охватившего человечество в новом, третьем тысячелетии нашей эры. В самом деле, кто из великих Просветителей (в том числе и русских) мог предположить, что ядовитое облако суеверий, черной и белой магии, многоликого шаманизма и примитивного тотемизма охватит миллиарды людей! Что сотни миллионов людей сделают эту вселенскую муть сферой прибыльного бизнеса!

Но ведь не зря учили древние - спешить надо медленно. Перечитывал еще и еще раз письмо, осознавал, что без кода, логической отмычки его не поймешь. Помог, как всегда, всесильный случай - с увлечение перечитал еще раз мудрейшее произведение великого Ибн-Сины "Книгу исцеления", вдумываясь в пантеистические идеи мыслителя, солидаризируясь с ним в признании бессмертной разумной души, в тождественности понятий Бог и Безграничная в пространстве и времени Вселенная. Естественно, не переставая удивляться возможности совершенства человека, сочетающего в себе качества великого поэта, гениального философа, прозорливого естествоиспытателя, основоположника современной медицины и поборника свободы в условиях раннего Средневековья Интуитивно подошел к выводу, что письмо мог написать только поэт, мыслитель и естествоиспытатель в одном лице. И, наверное, не ошибся.

По договоренности однажды во вторник в моем доме появился Файзулла - Ходжаев, невысокий плотный мужчина, изысканно одетый, с неописуемо прекрасной розой в руках. Он вежливо отказался от привычного для моего дома застолья, после которого остаются лишь пустые холодильники и согласился лишь на маленькую чашку кофе, которой ему хватило на всю двухчасовую беседу. Так начались наши еженедельные регулярные встречи с ученым и поэтом, продолжающиеся по нарастающей амплитуде и по сей день, в ходе которых я получил возможность выверять мысли и выводы о Человеке как ошибке природы. Естественно, все время присматривался к собеседнику, который, к моему удивлению, оказался еще и спортсменом, проводящим редкие дни досуга в Татрах или на Кавказе, умудряющимся после серьезного сердечного приступа улизнуть как юноша, невзирая на вполне почтенный возраст, от врачей в Сочи, на морские пляжи. Присматривался, начиная понимать многогранность необычной индивидуальности. Согласитесь, что в любой дружеской беседе с поэтом не следует сразу же просить его "прочитать стихи". Согласитесь также, что не следует из чувства элементарной корректности расспрашивать о причине его компетентности в сложнейших сферах современной техники. Ведь поэт может быть ученым, равно как и мудрый представитель фундаментальной науки - поэтом по призванию и таланту. Одно положение сразу же осознал как непреложную аксиому - судьба свела меня с человеком, который может на основе эристики продвинуть меня в мучительных исканиях истоков всеобщего йехуизма, неумолимо увлекающего человечество в Маракотову бездну.

Признавая одухотворенность, разумность, божественное совершенство природы, мой новый собеседник был далек от наивного поэтического пантеизма. Постепенно, шаг за шагом, я открывал в нем черты ученого, которому доступны самые последние завоевания фундаментальных наук. Все началось с простых пояснений, которые он дал мне едва ли во время первой встречи о принципиальном различии аналоговых и цифровых систем. Затем, шаг за шагом, он вводил меня в мир космогонии, популярно излагая современные представления о Большом взрыве, о первых мгновениях становления бытия, которые порождают возможность рассуждений о Творце всего сущего. Но более всего я был поражен его осведомленностью в области электронных технологий, которые для обыкновенного их потребителя представляются чудом творения.

Проведя со мною цикл таких бесед, Файзулла-Ходжаев неумолимо подводил к выводу о бесконечном совершенстве природы, о бессилии Человека, полагающего себя творцом второй природы. Он мог в буквальном смысле слова часами говорить о божественном совершенстве цветка либо пролетевшей мимо окна птицы, о мудрости пчел и разумности дельфинов. Он как бы подвигал меня самой поэтической интонацией разговора скорректировать некоторые мои позиции, изложенные в книге. Его аргументацию подкрепляли цитаты из произведений великих поэтов и мыслителей Востока, афористические суждения поэтов Японии и Кореи. Когда же я упорствовал, отстаивая (как мне кажется) непреходящие шедевры человеческой цивилизации, он снова и снова говорил о Дьяволиаде, исказившей изначально природу человека. Наконец, по моей просьбе, он сформулировал свое духовное кредо:

Свобода, равенство и братство,
Любовь и вера,
Зло и доброта,
Прогресс, наука
Интеллект и знанья,
Мораль и нравственность,
И дружба, и вражда -
Все это в Дьявольском наборе,
Во всем проказница Душа.
В руках у Дьявола она.

Я не мог не согласиться с его филиппиками по поводу изживших себя прекраснодушных иллюзий Просвещения, от которых нашему поколению не так легко отказаться под натиском нарастающего вселенского йехуизма, которому должна быть посвящена моя новая книга. Свобода, равенство и братство обернулись в жизни современного человечества всеобщим манипулированием бытия миллиардов людей в интересах немногих йеху - бестиариев, а в результате - всеобщей несвободой, невиданным доселе неравенством и нарастающей подобно первым толчкам мощнейшего землетрясения всеобщей взаимной ненавистью. Зло и доброта стали столь неопределенными нравственными постулатами, что границы между ними практически стерлись не без помощи сонма политиков и многомиллионного роя чиновников, а также раболепствующих перед ними средств массовой информации. "Империей зла" провозглашается самая гуманная в истории социалистическая цивилизация, не только провозглашается, но и уничтожается в России. Как добро интерпретируются варварские бомбардировки свободолюбивой Сербии, вторжение вооруженных армад в Ирак, а по совокупности - оголтелый разгул дикого секса и фантастического по формам насилия на всех уровнях повседневного бытия. Некогда взаимосвязанные категории прогресса и науки стали антиподами по сути. Завоевания науки все больше и чаще оборачиваются тотальным регрессом : зловещим по последствиям засорением нашей неповторимой по красоте и безусловно единственной во всей Вселенной планеты, глобальным потеплением, вырождением человека как биологически совершенного по возможностям, в потенции существа. Чудеса техники, инициированные наукой, ускоряют неизбежное исчезновение в провидимом будущем нормальной среды обитания всего человечества, тщетно мечтающего в утопических грезах о возможном переселении в другие миры.

Единственная позиция, с которой я не мог согласиться - с трактовкой зловещей роли Души, которая, по мнению моего оппонента, в руках Дьявола. Ведь душа человека как "первая энтелехия мира" (по Аристотелю) сопряжена с основами всего растительного и животного мира, в разумности плана создания которого Файзулла-Ходжаев не сомневается. Озадаченный, немедленно попросил дать ему труд Аристотеля о душе, который проштудировал с завидной интенсивностью. "Ну и каша в голове Аристотеля !" - написал он на полях книги.

Я дал себе слово - не разгадывать Код Авиценны до конца, не пытаться уяснить тайну профессионализма ученого и многогранного характера предельно любопытного человека. Просто вспомнил мысль мудрецов: если тебя посетил поэт, это - счастье.

Но неразгаданный код всегда остается в сознании как заноза в теле - он побуждает к новым раздумьям и поиску иных, более общих и достоверных решений. Словопрения интеллектуалов о безграничном совершенстве природы и несовершенстве человека, о мировом разуме и начале начал всего сущего в действительности, если отбросить терминологические различия, базируются в итоге, в тенденции на великих и неоспоримых истинах Просвещения, на дальнейших завоеваниях всесильной науки. Иное дело - поверхностная, бездумная их интерпретация в средствах массовой информации во имя раздувания сенсаций, а уж тем более - бытовое мудрствование полуобразованных людей, порою начинающих выдавать антинаучный бред за духовные откровения пророческого толка. Так на глазах цивилизованного человечества волна за волною возникают вновь и вновь идеи креацинизма, подхватываемые религиозными фанатиками. А волны, сливаясь, превращаются в религиозное цунами, за которым вполне отчетливо выступает кровавая реальность истребительных войн во имя призраков, порожденных духовным заболеванием миллионов. Словно повторяя этот многократно испробованный дьявольский сценарий, поборники креацинизма делают все возможное и невозможное, чтобы добиться главного - внедриться в систему образования, во все звенья его системы. Это - открыто декларируемая сверхзадача всех основных религий, которые не смирились и не могут смириться с отделением школы от церкви как великого завоевания Просвещения, равно как и бесчисленных религиозных сект. Словно интеллектуальный паралич охватил всех, кто по призванию обязан противостоять распространению религиозных догм, начиная от деятелей культуры и кончая педагогами. Как это ни парадоксально, Россия вдруг в этом отношении оказалась впереди планеты всей:

Вчитываясь в труды таких мыслителей, как Ибн-Синна, поражаешься их мужеству, их бескомпромиссности в отстаивании научных идей в тех условиях средневековья, когда они в любую минуту могли оказаться под топором палача или же на костре. Вчитываешься - и начинаешь понимать, что свет разума - негасим, что он ведет человечество по пути истины уже тысячелетия. И если у многих интеллектуалов уже начинают опускаться руки, то проблески этого света вдруг вспыхивают неизбежно и закономерно, порою - там, где их и не ждешь. Вдумываясь в них, ты как бы продолжаешь расшифровывать код Авиценны.

Так, недавно Александр Сергеев через Интернет в рубрике "Элементы" сообщил, что 20 декабря 2005 года Джон Джоунз (John Jones), окружной федеральный судья города Гаррисберга (Harrisburg), штат Пенсильвания, вынес вердикт, согласно которому преподавание в американских публичных школах теории разумного плана создания живых существ противоречит конституции Соединенных Штатов. Сообщается, что автор приводит аргументы, в силу которых теорию разумного плана нельзя считать наукой:

1. Она нарушает фундаментальное правило, согласно которому наука ищет объяснение явлений в природном мире, не привлекая сверхъестественных сил. Поскольку концепция разумного плана требует, чтобы конструктор был поставлен за пределами природных процессов, она по определению не является наукой.

2. Одним из основных аргументов, приводимых защитниками концепции разумного плана, являются утверждения о "нередуцируемой сложности" таких биологических систем, как иммунитет или механизм свертываемости крови, которые якобы не могли возникнуть постепенно в ходе эволюции, а должны были появиться сразу как целое. Отметив, что в действительности возникновение подобных механизмов имеет естественнонаучное объяснение, судья подчеркнул, что даже если бы таких объяснений не было, это стало бы аргументом против теории эволюции, но не за теорию разумного плана.

3. Также судья отметил, что теория разумного плана не допускает естественнонаучной проверки, а работы, посвященные ее развитию, не опубликованы в рецензируемых научных изданиях.

4. Наконец, судья отклонил аргумент сторонников теории разумного плана о том, что введение этой концепции в школьное обучение будет способствовать развитию критического мышления. "Цель движения в поддержку теории разумного плана - не развитие критического мышления, а подстрекание к революции, которая приведет к вытеснению теории эволюции теорией разумного плана",- пишет судья в своем постановлении.

Убежден - голос судьи из Пенсильвании будет услышан теми, кто не отказалось от завоеваний коллективного разума, от того, что принято величать культурой. Надеюсь, что наши судьи, в том числе - и в Конституционном суде не будут далее отмалчиваться под натиском тех сил (начиная с представителей Министерства образования и науки Российской Федерации и кончая средствами массовой информации), которые пытаются внедрить идеи креацинизма непримиримых апологетов разных противоборствующих конфессий в систему образования. Быть может они (вместе с правозащитниками) вспомнят, что это - вопиющее нарушение прав человека!

Как раскрывать далее Код Авиценны, что следует сделать сегодня, сейчас нам, интеллектуалам, обоснованно рассуждающим о смысле бытия, об его истоках и движущих силах и порою не задумывающихся о резонансе на наши образные, зашифрованные для посвященных выводы - такова следующая тема моих дискуссий с Файзулла-Ходжаевым. Уверен, что он скоро поправится несмотря на весьма солидный возраст и до лыжной вылазки на горные склоны Татр уделит мне еще несколько счастливых минут общения с ученым и поэтом. Тем более есть и преотличный предлог - по сообщению C-NEWS (издания о высоких технологиях) "удивительные особенности распределения реликтового излучения на небесной сфере заставили американских ученых выдвинуть гипотезу о том, что оно может оказаться не прочитанным еще человечеством посланием Создателя". Авторы этой концепции астрофизики Стивен Хсу и Энтони Зи, не поддерживая идею креацинизма ни в каком из ее аспектов, пытаются решить вполне конкретную задачу расшифровки двоичного кода этого сообщения. Жду с нетерпением оценки проблемы распределения реликтового излучения, о загадках которого мне Файзулла-Ходжаев говорил и ранее.