Владимир Александрович
Разумный

Биография

Разумный Владимир Александрович (15.10.1924 - 19.01.2011) - философ, публицист, педагог, критик. Доктор философских наук (с 1964 г.), профессор (с 1968 г.). Действительный член Академии педагогических и социальных наук, Международной академии информатизации, Академии профессионального образования и Международной педагогической академии. Член Союза театральных деятелей Российской федерации - с 1954 г., Союза кинематографистов России - с 1964 г., член Российского философского общества.

Отец - Александр Разумный, один из основоположников русского кинематографа. З июля 1941 года вместе с другими девятиклассниками Москвы ушел в московское ополчение, где выполнял спецзадания в районе Ельни - Ярцево - Дрогобуж в 6 Госстройуправлении НКВД до 21 сентября 1941 года. Со всеми девятиклассниками Москвы был откомандирован для завершения учебы. По окончании средней школы был призван в августе 1942 года в ряды Красной армии и направлен в Первое Туркестанское пулеметное училище. По присвоении воинского звания лейтенанта продолжал службу в 62 - 8 Гвардейской армии ген. В. И. Чуйкова командиром пулеметного взвода, затем - роты в боях за Изюм и Барвенково, и далее - за Кировоград. После ранения и госпитализации был откомандирован в распоряжение Московского военного округа, где до увольнения в запас 20 апреля 1944 года готовил резервистов спецподразделений при военкомате. Последнее воинское звание - гвардии капитан.

Владимир Александрович РазумныйОкончил Всесоюзный Государственный институт кинематографии (в 1948 году) и аспирантуру Института философии Академии наук СССР (в 1952 году). С 1949 года и по настоящее время ведет преподавательскую работу по философии, педагогике и эстетике. В 1955 - 1969 г.г. - старший научный сотрудник сектора эстетики Института философии Академии наук СССР. С 1969 по 1977 год - директор вновь организованного им издательства "Педагогика" Академии педагогических наук СССР и Комитета по печати при Совете министров СССР. В 1977 - 1980 г.г. - заведующий сектором взаимодействия школы, учреждений культуры и общественности по эстетическому воспитанию. В 1980 - 1984 г.г. - заведующий кафедрой общественных наук Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры, с 1984 по 1992 г. - профессор - консультант Научно - исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, с 1992 г. до 1 июня 2006 г. - профессор Российского института переподготовки работников культуры, искусства и туризма Министерства культуры Российской федерации, далее - Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, с 1 июня 2006 г. - профессор Московского психолого-социального института.

Первый период творческой деятельности Разумного В.А. был посвящен разработке общегносеологических проблем эстетики, ее познавательных категорий (1955 - 1956). Большой теоретический резонанс вызвали опубликованные им в эти годы монографии, переведенные в ряде стран ("Проблема типического в эстетике", "Единство этического и эстетического в искусстве". "Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы"). Развивая традицию трактовки искусства как особой формы познания идеи прекрасного /истины о нем/, Разумный В. А. стремился утвердить идею полифоничности художественного образа как специфического синтеза истины, добра и красоты, как единственно возможного пути определения прекрасного в его истинной сути. Им была обоснована закономерность и правомерность условности в рамках реалистического творческого мышления, расширены догматически - предопределенные рамки социалистического реализма.

Следующий этап творческой деятельности Разумного В.А. - изучение новых художественно - образовательных систем в России, их взаимосвязи с богатейшим практическим опытом русских практиков и исследователей конца Х1Х - начала ХХ веков. На этой основе Разумным В. А. был создан ряд работ по теории эстетического воспитания (1961, 1969, 1985, 1988 г.г.), в которых сформулирована концепция "П-П-Д" - (потребность - переживание - действие), предполагающая возможность конструктивного и эффективного изменения эстетической потребности индивида только через педагогически - организованное действие, операционно влияющее на переживание , на всю его структуру. На основе этой концепции по его инициативе был создан Общественный институт эстетического воспитания при педагогическом обществе РСФСР, разработан комплекс методических пособий для работников культуры. Разумным В. А. впервые (1978 г.) была постулирована идея Центров эстетического воспитания, получившая впоследствии широкое практическое подтверждение. Он представил на обсуждение общественности программу нового, интегративного образования - базы преобразования традиционной школы как института эпохи Просвещения. Стержневыми в этой программе стали идеи дешколизации, посткартезианской дидактики и использования игровых технологий в учебном процессе. Развивая идеи программы, Разумный В. А. в последние годы создал ряд трудов, охватывающих основные блоки образования - интеллектуальный, эмоциональный и духовный. (1995, 1997, 1998 г.г.). Он создал цикл работ о драматизме бытия, о развиваемой им философии мементоморизма, о сравнительной теории вероучений. Этот цикл обобщен в монографиях "Драматизм бытия, или Обретение смысла. Социально-педагогические очерки" (2001 г., 35,2 п. л.) и "В поисках смысла. Очерки всеобщего йехуизма" (2003 г., 32 п. л.). Они представлены в интернете на персональном сайте www.razumny.ru Его последние книжные издания - "Подвижники духа", "Моя война" и "Мой отец", а также многократно переиздававшаяся монография "Венец творения или ошибка природы. Парадоксы человека". В этой работе В.А. Разумный обосновывает на основе масштабного историко-философского анализа противоположность любой власти - нормальному для человечества самоуправлению, алогизм государства как социальной формы этой власти, неизбежность порождения ею зловещих человеческих типов, о возможности утверждения в жизни - совершенного, свободного человека. Последняя книга В.А.Разумного - Батрахомиомахия или круговерть духовного онанизма". В этой сатирической по жанру книге в форме диалогов с великими мыслителями прошлого обосновывается мысль о таких изначальных природных качествах человека как зависть, ненависть, предательство и корыстолюбие.

Владимир Александрович РазумныйСущественная сторона творчества В.А. Разумного - редакционная деятельность. Он редактировал значительное количество теоретических сборников и монографий, был членом редколлегии газеты "Советская культура" и Детской энциклопедии. Он был организатором издательства "Педагогика" Академии педагогических наук СССР и Комитета по печати при Совете министров СССР. С 2001 по 2008 год он - Главный редактор созданного при его активном участии журнала "Мир образования - образование в мире" Министерства образования и науки Российской федерации, Российской академии образования и Московского психолого-социального института, вошедшего в серию научных изданий, утвержденных ВАК.

Систематические выступления Разумного В.А. как критика и публициста в периодической печати (о сущности искусства социалистического реализма, о природе эстетического воспитания, о герое и героическом как пафосе русского искусства ХХ века, о необходимости во всей полноте восстановить значение социальной педагогики, о неправомерности термина "художественная самодеятельность", об алогичности такой дисциплины как культурология) были предметом широких творческих дискуссий.

Важный аспект его научно-творческой работы - активное участие с 1950 года в деятельности многих Художественных советов Министерств культуры СССР и России, театров и других коллективов искусства, а также в ряде Диссертационных советов научно - исследовательских и педагогических институтов. Он был 110 раз официальным оппонентом на защитах докторских и кандидатских диссертаций по философии, педагогике и эстетике. Им подготовлены 24 кандидата наук.

Свыше пятидесяти пяти лет Разумный В.А. систематически выступал перед творческими коллективами страны, на проблемно - тематических конференциях и семинарах Министерств культуры СССР и Российской федерации, практически - во всех регионах России, перед частями и соединениями армии и военно-морского флота как в стране, так и за ее рубежами, перед коллективами многих Министерств и ведомств СССР, Российской Федерации и депутатами Государственной думы, на промышленных предприятиях и перед работниками сельского хозяйства Он награжден 32 орденами, медалями, почетными знаками, в том числе Президентом Российской Федерации Орденом Почета - "за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами", Международной педагогической академией - Большой золотой медалью Я. А. Коменского, Указом Капитула Международного ордена Наука. Образование. Культура - Командорским знаком Ордена - "за большой интеллектуальный вклад в развитие системы Европейского интегративного образования, огромную работу по укреплению престижа Российского образования", Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка - Премией имени Михаила Ломоносова "за выдающийся вклад в развитие науки, образования, культуры и искусства с вручением золотой медали", Государственной думой Российской федерации - Почетной грамотой Федерального собрания - парламента Российской Федерации "за плодотворную научно - педагогическую деятельность, подготовку высококвалифицированных специалистов и большой вклад в развитие отечественной культуры".

С 1947 года Разумный В.А. систематически публиковался в периодической печати как теоретик и критик. Всего им опубликовано 41 книжное издание, 370 статей по актуальным проблемам отечественной культуры.