Владимир Александрович
Разумный

Владимир Базарный

На стыке цивилизаций во всех сферах бытия человека, в его духовном мире, в самом образе жизни протекают противоречивые и парадоксальные процессы. Все старое и отрицаемое - накопленный опыт, знания, верования и убеждения, эмоциональные ценности неумолимо, в силу традиции приобретают новое существование, как бы приспосабливаясь к требованиям нарождающейся цивилизации, но порою оказываясь факторами социального торможения. Продираться сквозь груз прошлого новой практике, идеям, откровениям и страстям приходится с тем же упорством и с той же неодолимой энергией, что и ростку в вязком городском асфальте. А ведь именно таким ростком на перекрестке цивилизаций оказывается ребенок, личная драма которого помасштабнее любых художественных откровений. Он произрастает не в стерильной среде, а в нашей липкой повседневности, от многого в которой (естественно, и в себе самих) мы и рады были бы отказаться, да не по зубам это нам ! Но мы тянем этот росток в надвинувшееся завтра человечества, выкручиваем его, освещаем (сиречь,просвещаем) по своему образу и подобию, скоропалительно разжижая асфальтовую среду неплодными реформами. Сегодня явный и тревожный результат такого реформаторства - глобально признанный факт хронического переутомления детей в школе с ее жестко зафиксированной предметно-урочной системой, оценкой как формой наказания, с формальной логикой как незыблемой основой учебно - познавательного процесса, с извечным страхом перед свободным развитием ребенка.

Задумаемся, а случайно ли все пророки и предтечи цивилизации, которая доламывает на наших глазах исчерпавшую себя технократическую цивилизацию с ее идеалами Просвещения (назову ее условно общепринятым термином - информационной) отрицали подобное реформаторство, органически увязывая новые педагогические идеи с признанием необходимости социальных преобразований во имя свободы и для свободы ! Конечно же - нет, ибо войти в будущее, в эпоху Озарения с нарастающим прессом старых,"просвещенческих" знаний, страстей и предубеждений немыслимо, утверждали они. Они - это Г.Песталоцци, Л.Толстой, В.Вернадский, А.Швейцер, Дж.Дьюи и многие их современые последователи в разных странах. Их вывод еще и еще раз вспоминаешь, когда встречаешь на своем пути подлинного ученого-мыслителя, который посвятил себя борьбе за здоровое детство как физиолог, осмыслил как педагог и психолог процесс, который охватил мир детства через механизм школы на рубеже столетий, отработал действенную методику и технологию коррекции здоровья ребенка, получающую в России все большее и масштабное признание и подошел на новом историко-теоретическом уровне к тем же социально-педагогическим идеям,что и их провозвестники.

А именно таков доктор медицинских наук, профессор Владимир Базарный, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области, ставший для меня подлинным другом и единомышленником в условиях борьбе за новую систему образования третьего тысячелетия. Таков и его путь к выводу, который не может не услышать каждый деятель культуры, каждый гуманист: "...Здоровьеразрушающий эффект школы подведен под детство - как механизм воспроизводства и поддержания истории народа, как базовую ступень, на которой разыгрываются самые фудаментальные процессы нашего эволоюционного воспроизводства. Вот почему здесь речь идет о законе истощающего из поколения в поколение видового жизнеспособного "плодородия"... В широком понимании речь идет об образе школьной жизни - как рукотворном механизме направленного истощения и сворачивания биогенетических видовых потенциалов физической, психической и духовной конституции человека".

Констатация противоречия школьного образа жизни самой биогенетической природе человека, к которой пришел и Владимир Базарный как ученый - физиолог, как гигиенист, не явдяется новацией. Повторяю - об этом более века твердят все трезво мыслящие, объективные ученые, трагические выводы которых - общеизвестны, но оставались и остаются гласом вопиющего в пустыне. Он лишь углубил эти исследования применительно к той социокультурной ситуации, которая сложилась у нас. Углубил - и получил прямо-таки удручающие результаты. Сотрудники его лаборатории на основе анализа антропогенетического и функционального развития девятиклассников доказали, что диспропорции телесного развития составляют у них 97,4%, нарушена осанка у 86%, обнаружены отклонения в весе у 53%, понижено зрение - у 32,9%. Аномалии в развитии таза зафиксированы у 85%. Вдумайтесь хотя бы в последнюю вопиющую к нашей общечеловеческой совести цифру. Ведь в переводе на общепонятный язык она свидетельствует о том, что 85% девочек в ближайшем будущем уже не родят нормальное потомство.

Как истый боец на ринге, которого можно убить, но не победить, Владимир Базарный ринулся на этого неведомого всеобщего врага детства. Проанализировав буквально все условия школьной жизни, все факторы риска, он начал разрабатывать свою сугубо практическую педагогическую технологию их устранения. Попытки модернизировать изживший себя к началу третьего тысячелетия нашей эры институт школы повсеместно привели к замене мебели, учитывающей возраст ребенка, на стандартную и одномерную, наклонной рабочей поверхности парт - на горизонтальную, нормальной для функций детской руки "старой" перьевой ручки - на шариковую, электроламповой освещенности - на люминисцентную. Устремленность к стандарту "единой и общеобразовательной" повсеместно узаконил застывшую позу ученика на уроке, абсолютное преобладание "близоруких" (по выражению профессора В.Базарного) книжных способов передачи информации и игнорирование животворящего опыта, приобретаемого в рукотворческой деятельности, возрастающее в геометрической прогрессии и на первый взгляд - неодолимое как прогресс техники использование электронно-лучевых, металло-звуковых и свето-мерцающих средств обучения, эмоциональное обеднение повседневной среды жизнедеятельности детей, равно как и многие другие выявленные им факторы порождены не прогрессом, но консерватизмом самой школьной системы. Именно в ней-то,на ее условиях и продолжил ученый-экспериментатор свой бой, создавая проразительно простое, но гигиенически целесообразное оборудование для обучения детей, меняя традиционную, застывшую систему общения "учитель-ученик", радикально меняя изжившие себя приемы "снятия усталости" в школьной системе (вспомни, читатель, хотя бы знакомые и тебе "физминутки", абсолютно неэффективные, которые Владимир Базарный и его единмышленники изящно и просто заменили методикой периодически меняющихся динамических поз). Обо всем этом можно говорить много и увлекательно, что и делают повсеместно ученики и продолжатели дела Владимира Базарного по всей стране.

Но все же я не стал бы отвлекать внимание нашего читателя анализом интереснейшей педагогической технологии профессора В.Базарного, которой (уверен !) суждено мировое признание. Сейчас важнее другое - пытаясь осмыслить глубинные процессы трагедии детства в условиях нарождающейся цивилизации, ученый осознал, что они характерны не только для России со всеми ее бедами, но и для общества потребительского, претендующего на монопольный путь в цивилизацию будущего. Он как физиолог-исследователь и как педагог-мыслитель неоспоримо доказал, что "губительная беспечность современной культуры воистину не имеет пределов. И беспечность эта вытекает вероятно не столько из-за недопонимания нарастающей угрозы, сколько из самой сути такого политико-государственного строительства современной цивилизации, при которой все человеческие ценности, в том числе и духовные, брошены в стихийный процесс рыночной торговли".

Напомню,что на страницах нашего журнала обоснованно и с тревогой о деформации детства в условиях иллюзорной демократии, правового беспредела, о губительной тенденции всеобщей девальвации духовных ценностей неоднократно выступали крупнейшие деятели культуры, организаторы досуга молодежи, педагоги и публицисты. Их прозрения профессор Владимир Базарный подкрепляет уже в течение двадцати лет неоспоримыми естественно-научными доказательствами антропологического, физиологического и биогенетического плана. Вот почему его утверждание о том, что борьба с хронической закрепощяющей напряженностью и истощающей утомленностью детей во время учебного процесса на этапе конца ХХ века стала борьбой за физическое и психическое выживание человека дает подлинным гуманистам ориентиры в борьбе с обществом несвободы и хорошую основу для оптимизма в их многотрудной, спровоцированной самыми темными силами, жизни.